87,37 $/бар. 92,26 $/руб. 99,71 €/руб. Ni cash 16530 $/тн Ni 3-х мес. 16740 $/тн LME Ni 77148 тн Ni средняя 17433 $/тн Charge Cr 1,44 $/lb
  • Импорт
  • Производство
  • Потребление

Недобросовестная конкуренция или обычная контрабанда

14 апреля 2017 года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии, возглавляемый Ильичевым В.Е., принял решение о начале повторного антидемпингового расследования в целях установления обхода действующей антидемпинговой меры в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской народной республики и ввозимых на таможенную территорию стран ЕАЭС.
Ссылка на полный текст уведомления.

Если отбросить рыдания типа «Лёлик, все пропало!», то ключевым моментом очередного «наезда» на китайские трубы стало заявление об их ввозе как малайзийских. По данным инициаторов расследования (ТМК-ИНОКС, ПНТЗ, ЧТПЗ), производство бесшовных холоднодеформированных труб из нержавеющей стали в Малайзии отсутствует. Скорее всего, это соответствует действительности, но тогда это проблема нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства.
Такие проблемы решаются не введением дополнительных ограничений на уровне ЕАЭС, а расследованием со стороны ФТС и «силовиков» в отношении конкретных юридических лиц.
Не за горами срок окончания действия антидемпинговой пошлины на ввоз на территорию стран ЕАЭС китайских холоднодеформированных труб (май 2018 года). Отмена этой меры станет очень большой проблемой для российских производителей, и нужно успеть придумать, как ее продлить и лучше навсегда.
Именно этой цели, а не «разрухе» из-за 223 тонн труб, ввезенных из Малайзии в 2016 году, и посвящено это расследование.
Желание российских производителей понятно. Что они только не делали, чтобы сохранить свое монопольное положение.
Остановимся на этом подробнее.  
С сентября 2009 года под их давлением на импорт начались гонения. Сначала была установлена специальная пошлина в размере 28%. В декабре 2010 года специальная пошлина была пересмотрена в сторону снижения до 9,9%, но был установлен ее минимальный размер – 1500 долл./тн. В реальности это привело к росту таможенных издержек и, начиная с 2011 года, импорт резко пошел вниз.
В августе 2012 года пошлины были заменены на квоты. Квотирование продлилось до ноября 2014 года. Дополнительно в мае 2013 года сроком на пять лет была введена антидемпинговая пошлина в размере 19,15% на импорт китайских холоднодеформированных труб.
И завершились гонения введением в январе 2016 года антидемпинговой пошлины на импорт украинских холоднодеформированных труб в размере 4,32%, которая будет действовать до 2021 года.

К чему это привело?
Импорт (ТН ВЭД 730441).

По итогам 2010 года объем российского импорта холоднодеформированных труб из нержавеющей стали составил 14097 тонн. В том числе объем импорта китайских труб – 11206 тонн или 79,5% от общего объема. Поставки украинских труб составили 2409 тонн или 17,1%.
Конечно, никакой Малайзии и в помине не было.

По итогам 2016 года объем импорта составил 3324 тонны, в т.ч. КНР – 1038 тонн (31,2%), Украина – 1065 тонн (32,0%) и Малайзия – 223 тонны (6,7%).
Для справки: По данным таможенной статистики, все страны ЕАЭС ввезли в 2016 году всего 4778 тонн труб данной группы. (Доля РФ – 69,6%).

Экспорт (ТН ВЭД 730441).
Объем экспорта из России снизился с 510 тонн в 2010 году до 339 тонн в 2016 году. При этом экспорт труб, произведенных непосредственно в России, составил 384 тонны и 332 тонны соответственно.

Напомним, что объем экспорта является «лакмусовой бумажкой» оценки конкурентоспособности продукции, особенно, когда производитель декларирует ее полное соответствие иностранной продукции и иностранным стандартам.

Производство.
Российское производство холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали в период с 2010 года по 2016 год увеличилось на 62,2% с 5761 тонны до 9345 тонн (ПНТЗ, ЧТПЗ и ТМК-ИНОКС/СинТЗ).

Потребление.
Таким образом, видимое потребление данного вида продукции в России по прошествии шести лет снизилось на 36,3% с 19348 тонн в 2010 году до 12330 тонн в 2016 году.

Но так ли это? И куда пропало более трети объема?
На фоне общего прироста потребления нержавеющей стали в России, который за указанный выше период составил почти 30%, а общий объем вырос до 414248 тонн, данные по холоднодеформированным трубам выглядят, мягко говоря, странно.
Еще более странно выглядят многочисленные предложения на внутреннем рынке о поставке бесшовных труб китайского производства при отсутствии их фактического ввоза. За эти годы объем предложения нисколько не снизился, а напротив – увеличился.
Пора бы уже начать все называть своими именами, а то термины «серый импорт» и «оптимизация таможенных платежей» стали синонимами успешной деятельности многих компаний.

Контрабанда.
При этом слове у большинства людей всплывают картинки с караванами верблюдов, перевозящих через границу наркотики, оружие и золото... Отчасти это осталось так, но сам термин «контрабанда» имеет более широкое значение.

«Контрабанда наносит прямой ущерб экономике в двух аспектах:
- прямые потери
бюджета от недополучения таможенных платежей, налогов и сборов,
- подрывает равенство возможностей всех участников рыночной конкуренции.
Помимо этого, устойчивая контрабанда способствует созданию преступных сообществ, в орбиту деятельности которых вовлекаются работники таможни, полиции, налоговой службы, местных органов законодательной и исполнительной власти. И тогда борьба с контрабандой многократно осложняется.»
Догадайтесь, кто сказал?

Контрабанда – это перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, оговоренных законодательством той или иной страны, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Поставки малайзийских труб полностью соответствуют данному описанию. Нельзя же несколько лет подряд «ошибаться» со страной происхождения при оформлении ввоза продукции. Но здесь нет особых проблем. Наличие ГТД дает возможность оперативно расследовать нарушение таможенного законодательства и принять все необходимые меры к его устранению. 

Но есть и более серьезная проблема, а именно: ввоз китайских труб с использованием так называемого метода перекодировки, когда товару присваивается код ТН ВЭД из другой группы. Организовать такой поток без участия работников таможни просто невозможно. И тут российское законодательство начинает буксовать. ФТС нужно расследовать нарушения, в которых принимают участие ее сотрудники.
Надежда на повышение уровня контроля за деятельностью таможни со стороны Минфина и ФНС пока себя не оправдывает. 

По оценке Ассоциации «Спецсталь», поток труб из нержавеющей стали в Россию в обход таможенного законодательства за период с 2010 года по 2016 год вырос в 10 раз и превысил объем 7,0 тыс.тн в год.

Антидемпинговые пошлины и высокие издержки надлежащего таможенного оформления товаров делают контрабанду хотя и рискованной, но все же высоко прибыльной операцией. А чем выше прибыль, тем большее количество желающих готово пойти на риск ради значительных денежных сумм.

Однако дать негативную оценку одним только горе-импортерам, которые погнались за длинным рублем, не будет правильно.

А какую цель преследовали и продолжают преследовать отечественные производители?
Судя по объему экспорта, цель одна: монополизировать внутренний рынок путем введения ограничений на ввоз иностранной продукции. Что мы, собственно, и наблюдает последние годы, и понятно почему.

Если из-за низкой конкурентоспособности (не путайте с качеством) твоя продукция не пользуется спросом на внешнем рынке, остается только одно: «закрыть», как можешь, внутренний.
Теперь это не только рынок России, но и всех стран ЕАЭС.

Побочным результатом введения любых ограничений становится рост контрабанды, которая все равно не позволяет достигнуть поставленных целей. Круг замыкается. Может быть, лучше сконцентрироваться на повышении конкурентоспособности производимой продукции? Правда, такое решение повлечет более высокие затраты по сравнению с инициированием расследования и получением желаемого решения.

Очень интересно, как будет развиваться ситуация с повторным расследованием?
В описательную часть уже налили столько «мутной воды», что, например, китайцам будет очень трудно понять, причем здесь они, если сторонами контрактов являются российские и малайзийские компании.
Также будет интересно:
- пройдут ли публичные слушания, и кто примет в них участие?
- почему департамент не провел предварительные консультации с участниками рынка – трейдерами, потребителями, экспертами…?
- какое место в расследовании будут занимать потребители труб из стран ЕАЭС, и кто будет отстаивать их интересы?
- какой вывод будет сделан, и продлят ли срок действия антидемпинговой пошлины в отношении китайских труб?

Ассоциация «Спецсталь» не планирует принимать участие в данном расследовании. Почему?
Судя по форме его инициирования, бывшие чиновники Минпромторга/МЭРТ, перекочевавшие в структуры ЕАЭС, четко знают свое дело. Предвзятость их решений хорошо известна российским участникам рынка нержавеющей стали, начиная с плоского проката и заканчивая трубами.

В этот раз Ассоциация сконцентрируется на анализе ущерба экономике России от принятия необоснованных решений по ограничению ввоза различных видов продукции из нержавеющей стали.
А что считать – поверьте, есть.

Для справки.
В 2016 году китайские компании увеличили поставку на внешний рынок бесшовных труб из нержавеющей стали на 5,0% до 186,0 тыс.тн. Основными покупателя являлись страны Юго-Восточной Азии, на долю которых пришлось 59,0% от общего объема. Ведущими из них являлись: Индия – 25,6% (47,62 тыс.тн), Таиланд – 10,4% (19,27 тыс.тн) и Республика Корея – 7,7% (14,29 тыс.тн). На долю Малайзии пришлось всего 2,6% (4,86 тыс.тн).

Подписаться на новости »
Все новости

Участники Ассоциации «Спецсталь»